Домой / Черное море / Течения в Черном море: циркуляция воды в море

Течения в Черном море: циркуляция воды в море

Среди всех учёных в сфере гидрологии Николай Михайлович Книпович был первым, кто обратил внимание на такое явление в мировом океане, как течения. В научном мире течения называют «Очки Книповича».

Направление течения зависит в большей части от ускорения, которое в свою очередь зависит от направления вращения Земли. «Корлиосова сила» — именно так этот эффект называется в физике.

Помимо направления вращения Земли, в Черном море, из-за относительно маленьких размеров его акватории, на направление основного течения довольно сильно влияют и ветры. Именно поэтому оно очень неустойчиво.

В некоторые моменты его скорость может достигнуть отметки в 1 метр в секунду, а иногда она становится слишком мала, и основное течение теряется на фоне остальных.

В любом море или океане, как и в Черном море, всегда имеют место антициклонические круговороты воды. Это вихревые потоки, которые направлены в противоположную сторону от основного течения данной акватории, проходят они чаще всего в прибрежных водах.

В Черном море их легче всего заметить на Кавказском и Анатолийском берегу. Здесь их направление в большей части определяет ветер, при этом они запросто по нескольку раз в сутки меняют направление течения.

Так же в водах Черного моря наблюдается так называемый «тягун». «Тягун» — это течение, которое образуется во время штормов у пологих берегов, обычно песчаных.

 

 

Его особенность в том, что морские волны, которые обрушиваются на берег во время шторма, отступают обратно в море не равномерно, распределяясь в большей степени по руслам, которые они сами со временем образуют в песчаном дне.

Эти течения очень опасны для человека. Дело в том, что их скорость очень велика, поэтому как бы пловец не старался, попав в такое течение он окажется далеко в открытом море. Именно поэтому купание во время шторма запрещено.

Если вы попали в такое течение, то старайтесь плыть наискосок, а не перпендикулярно берегу, так вам будет легче преодолевать сносящее вас в море течение.

«тягун» — одно из самых опасных течений.

Явление такого течения как «тягун» на данный момент изучено ещё недостаточно хорошо. Но тем не менее мы можем достоверно сказать, что «тягун», это — одно из самых опасных течений, образующихся из-за оттока воды с берега обратно в море.

По ошибке некоторые люди считают, что «тягун» затягивает всё на глубину, но на самом теле он утягивает далеко от берега.

При этом его сила достаточно большая, он может унести за собой даже очень опытных и выносливых пловцов. Если вы вдруг попали в «тягун», то вам не стоит изо всех сил стараться доплыть до берега самым коротким путём, так как это вам не поможет.

Идеальным вариантом траектории вашего движения, будет движение по диагонали, то есть под углом к берегу. Так у вас большие шансы вырваться из него, сохранить силы попасть и удержаться на поверхности в ожидании помощи.

Если же у вас достаточно сил и вы выносливы, то можете и сами выплыть на берег, главное вновь не попасть в «тягун».

«Тягун» мы можем увидеть практически в любом морском порту черноморского побережья. Наверное, вы когда-нибудь наблюдали, как пришвартованное судно вдруг начинает двигаться параллельно причалу, к которому оно пришвартовано. Кажется, что на судно действует какая-то неведомая сила.

Иногда «тягун» бывает настолько сильный, что способен порвать стальные канаты, удерживающие судно у причала. Поэтому грузовые суда для погрузки или разгрузки вынуждены ложиться в рейд. Кстати, «тягун» образуется не только в шторм, но иногда и в полный штиль.

Гипотезы учёных

Сейчас у учёных есть несколько основных гипотез, касающихся природы «тягунов». Но все теории сходятся во мнении, что существует особый вид волн, образующихся в море, который трудно увидеть без приборов, они подходят к воротам порта и образуют «тягун».

В науке эти волны характеризуются как длиннопериодные. То есть у них довольно большой период колебаний в сравнении с обычными морскими волнами. Так как амплитуда у них небольшая, а период большой, то волны переносят огромные массы воды, которая заполняет порт, тем самым «тягуны» и заставляют пришвартованные суда двигаться вдоль причалов.

«Тягуны» это довольно опасное явление, поэтому причину его образование, его природу изучают во многих странах мира, в том числе и в России.

Благодаря проведённым работам и полученным знаниям и опыту составлены правила по швартовке судов во время действия «тягуна». Так же на данный момент мы научились создавать порты, архитектура которых позволяет гасить энергию «тягуна».

 

Проверьте также

Каковы размеры Чёрного моря?

Для морей существует определённая классификация. Например, больше, чем 50 морей относятся к «внутренним», то есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 4 =