В Чёрном море наблюдается так называемое основное черноморское течение (ОЧТ). Оно распространяется по всему черноморскому периметру. Это течение направлено против часовой стрелки и образует два вихревых потока, так называемых кольца.
Это явление носит научное название «очки Книповича». Николай Михайлович Книпович был первым ученым-гидрологом, который заметил и подробно описал это явление.
Ускорение, которое придается морской воде вращением планеты, является основой характерной направленности этого движения. В физике такой эффект получил название «Кориолисова сила». Но, в силу того что Чёрное море имеет относительно небольшую акваторию, существенное влияние на основное течение оказывает также и сила ветра. В силу этого фактора, основное течение Чёрного моря очень изменчиво. Иногда бывает так, что оно становится слабо заметно на фоне других морских течений, меньшего масштаба. А случается, что скорость основного черноморского течения превышает сто сантиметров в секунду.
В прибрежных черноморских водах образуются вихревые потоки с противоположной основному черноморскому течению направленностью — так называемые антициклонические круговороты. Такие вихри особенно сильно выражены у Анатолийского и у Кавказского берегов. В данных регионах вдольбереговые течения в поверхностном слое Чёрного моря обычно определяются ветром. Направление таких течений может изменяться в течение суток.
Существует особый вид локального черноморского течения, который называется тягун. Тягун образуется во время шторма (сильного волнения моря) у пологих песчаных берегов. Принцип такого течения заключается в том, что набегающая на берег морская вода отступает обратно не одинаково равномерно по всей площади прилива, а по руслам, образуемым в песчаном дне. Попасть в струю такого тягуна очень опасно, так как, несмотря на все усилия пловца, его может унести далеко от берега прямо в открытое море.
Чтобы выбраться из такого течения, надо плыть не прямо к берегу, а наискосок, так легче преодолеть силу отступающей воды.
Течение «тягун» одно из малоизученных явлении, которое связанно с волнами.
Течение «тягун», является самым опасным видом прибрежных течений, оно образуется из-за оттока морской воды, которую принесло к побережью волнами. Существует утвердившееся мнение, что «тягун» тянет под воду, это не так эти волны уносят от берега.
Сила тягуна высока, он может утянуть с собой от берега даже очень опытных и сильных пловцов. Человеку попавшему в «тягун» не стоит бороться с ним и пытаться любыми способом выплыть прямо к берегу, самым лучшем вариантом спасения, будет движение по диагонали. Так удастся постепенно выйти из зоны действия тягуна, это позволит сэкономить силы и держаться на плаву, а так же дождаться помощи. Можно и самому пострадавшему постепенно самостоятельно добраться до берега, стараясь не возвращаться в зону действия этого опасного явления.
Этого явление можно наблюдать, во многих портах Черного моря пришвартованные суда к причалу вдруг, начинают приходить в движение время от времени и двигаться вдоль причалов, кажется под действием какой-то сил. Бывает, что такое движение настолько мощное, что давление не выдерживают стальные швартовые концы, из-за этого грузовые суда вынуждены останавливать погрузо-разгрузочные операции и ложиться рейд. Тягун может образовываться, не только во время шторма, но и в полный штиль на море.
Гипотез об образовании тягуна существует несколько, но все они определяют тягун, как следствие подхода к воротам порта особенного вида морских волн, которые сложно заметить невооруженным глазом. Данные волны называются длинно-периодными, они создают период колебания гораздо больший, чем обычные видимые людьми волны. Создавая периодически сильные колебания в массе воды, находящуюся в акватории порта, данные волны вызывают движения судов пришвартованных у причала.
Изучением образования данного явления, которое создает опасность судам флота, проводится, как в нашей стране, так и за рубежом. Проводимые исследовательские работы дают научно-практические рекомендации по правилам швартовке судов во время «тягуна», а так же советы по строительству безопасных портов, которые будут гасить энергию этой волны.